data_time Today is        telephone          envelope   e-mail: zairm@yandex.ru               tenn_ball tennis   golf_ball golf

van alen_story_cover
Гениальное изобретение Ван Алена
   Почти полвека назад в Нью-Йорке, на стадионе «Форест Хиллс», где проходил очередной чемпионат US Open, произошло событие, по своей значимости не имевшее равных со дня изобретения самого лаун-тенниса. В одном из матчей при счете 6-6 был разыгран первый в истории тенниса tie-break (тай-брейк). Сейчас Роджеру Федереру или Надалю, которые тогда еще и не родились, наверное, трудно себе представить, что когда-то играли без тай-брейка — настолько органично этот необычный гейм вписался не только в правила популярной игры, но и, кажется, в саму жизнь теннисистов...
   Почему такое название? Что значит «тай-брейк»? Запущенное кем-то из наших журналистов мнение, что этот термин имеет смысл «тугого галстука», «тугой петли», чуть ли не «удавки» (бытовало такое долго в российской спортивной прессе), конечно, не соответствовало истине. На самом деле, tie в спортивной лексике означает «игра вничью», a break — это «разрыв, прорыв, нарушение», то есть tie-break — это «нарушение паритета в игре».
   Автором тай-брейка, этой сенсационной новинки, которая поначалу получила название «мгновенная смерть» (а точнее, Sudden Death in the Afternoon at Forest Hills, «мгновенная смерть в полдень на «Форест Хиллс»), был известный американский специалист тенниса Джимми Ван Ален.
   Он родился 19 сентября 1902 г. в Ньюпорте, штат Род-Айленд, США. Выпускник Кембриджского университета (1924 г.), он еще в школе стал заядлым теннисистом, а затем вырос до студенческого чемпиона США в одиночном и парном разряде. В 1954 г. стал инициатором и одним из основателей Зала теннисной славы США (впоследствии Международного), в который был принят и сам в 1965 г. Этот Зал стал составной частью Музея тенниса в его родном Ньюпорте. Сегодня уже самому Залу принадлежит целый турнир АТР, последний травяной турнир сезона, проводящийся в Ньюпорте уже после Уимблдона.
  • van-alen_rotation_1
  • van-alen_rotation_2
  • van-alen_rotation_3
  • van-alen_rotation_4
  • van-alen_rotation_5
  • van-alen_rotation_6
  • van-alen_rotation_7
  • van-alen_rotation_8
  • van-alen_rotation_9
  • van-alen_rotation_10
van-alen_vkl_1
    Примерно в то же время (середина 1950-х) он начал активно продвигать в жизнь и второе свое изобретение - упрощенную систему подсчета очков (VASSS – Van Alen Streamlined Scoring System), напоминавшую настольный теннис. Вместо всех этих 15:0, 30:15 и 40:30, каждый игрок делает по 5 подач (причем, никакой «второй подачи» нет!), счет идет обычный, всем поонятный (1-0, 2-0, 2-1 и т.д.), сет длится до 21 (или до 31) очка, а далее – до разницы в два очка. Так профессионалы тех лет играли два года (в 1955-56 гг.). Предложение неявно было направлено против игроков, обладающих мощной подачей (как, например, у Панчо Гонзалеса), но Гонзалес продолжал побеждать всех и при этой системе. К тому же VASSS не нашла поддержки у зрителей, и в 1957 г. профессионалы США вернулись к прежней системе. Так прошло 8 лет.
    А летом 1965 г. Ван Ален пошел туда, куда ни один чиновник не осмеливался «сунуть нос»: в цитадель профи. Он выложил перед десятью профессионалами — Р.Лейвером, К.Розуоллом, П.Гонсалесом, Кл.Дрисдейлом, П.Сегурой и др. личные $10,000 (в то время немалые деньги!) с единственным условием: сыграть на траве Казино-клаб в Ньюпорте по новым правилам, т.е. с его системой VASSS. Чтобы провести турнир в удобное для зрителей вечернее время, он даже установил (и это тоже было впервые!) на кортах прожекторы и электрическое табло...
    Реакция профи была неоднозначной, но хотя бы не было такого противления как раньше. Это вдохновило неутомимого реформатора, и он продолжил свои эксперименты. И на то было достаточно причин: ведь порой даже 3-сетовые поединки длились до 5-6 часов, а было и не укладывались в рамки одного игрового дня. Что уже говорить о ТБШ или Кубкe Дэвиса, где по регламенту полагался 5-сетовый формат. Но тогда диктовавшие моду теннисисты-старожилы не разделяли энтузиазма Ван Алена. Для них символом цивилизации в теннисе был критерий «разница в два гейма». Да, говорили они, это правило удлиняет матчи, но она же сдерживает слепую удачу! Если вы позаботились о своей хорошей подаче, то не будете случайно проигрывать матчи. Поэтому даже мысль об устранении «двойки в геймах» делала Ван Алена в их глазах предателем тенниса…
(Read more...)