data_time Today is        telephone          envelope   e-mail: zairm@yandex.ru               tenn_ball tennis   golf_ball golf

gr slam cup logo
Мюнхенский сюрприз
    Еще за несколько лет до того никто в мировом теннисе и понятия не имел ни о турнире такого масштаба, ни о его организаторе Акселе Майер-Вельдене. Никто не знал даже, как реагировать на предложенную им сумму призовых в размере 6 (шесть!) млн. долларов для совершенно нового турнира. Да и сам организатор, доктор юридических наук, сделавший себе имя на продаже прав на телетрансляции и производстве дисков, Майер-Вельден до этого был известен лишь узкому кругу профессионалов...
   Как признался спустя несколько лет Майер-Вельден, он попросту не знал обстановки в мире тенниса в конце 80-х, на фоне которой зарождался этот турнир. «Может быть, причиной была моя полная аполитичность, ведь я не вхожу и никогда не войду ни в какой политический союз или партию, - говорил Аксель Майер- Вельден. — И честно говоря, тогда мне все равно было, с кем сотрудничать — с АТР или с ITF: я не знал ни тех, ни других». Инициатор «Кубка Большого шлема» и предполагать не мог, что его детище может быть воспринято как политическая реакция на основание АТР Tour!
Визитная карточка: «Кубок Большого шлема» (The Grand Slam Cup)
grslamcup_vizcarde
Родился: 1990, в год учреждения АТР Tour.
Последний год проведения: 1999
Система позыгрыша: олимпийская, старт с 1/8 ф.
Покрытие: ковер (позже - хард)
Формат: два первых круга - из расчета 3-х сетов, а полуфиналы и финал – 5-сетовый формат. Во всех матчах решающий сет играется без тай-брейка, до победы с разницей в два гейма.
Число участников: 16.
Продолжительность турнира: одна неделя.
Место и сроки турнира: Мюнхен (Германия), декабрь - по завершении сезона АТР.



Квалификация на турнир
Отбор участников производился по наибольшему количеству очков, набранных на ТБШ сезона, в соответствии с таблицей:
Round1st2nd3th4thQFSFFW
Points2204075150300 450600

Неоднозначная реакция
   Появление Grand Slam Cup было расценено как ответ ITF на проведение Итогового чемпионата мира АТР (Masters Cup). Неудивительно, что во время проведения нового турнира критика раздавалась со всех сторон. Кубок БШ поражал воображение теннисного менеджмента своим финансовым размахом. Но как сразу раскрутить такую марку? На какие только посулы ни шли организаторы, чтобы привлечь внимание к своему одиозному детищу: здесь даже двое запасных получали по 50 тыс. долларов — просто за явку в «Олимпиахалле»! Призовой фонд (6 млн. долларов на 16 участников — сумасшедший даже по меркам крупнейших официальных теннисных чемпионатов) стал настоящей сенсацией. Сравните: здесь победителю турнира каждый выигранный матч приносил в среднем не многим меньше призовых, чем чемпионский титул на Уимблдоне или US Open тех лет – а это было 300-350 тыс. долларов! А ведь там для этого надо выиграть семь пятисетовых матчей подряд!
   Кстати, составители программы, выпущенной к Кубку БШ в декабре 1995-го, в дополнение к истории турнира не побоялись привести и несколько прозвучавших ранее критических высказываний известных игроков типа «Бесстыдная попытка снять сливки на теннисном буме» (Беккер). Агасси, как и Беккер, тоже не принимал участия в турнирах первых лет, считая, что, даже для них «неприлично играть за столь большие деньги». Ведь до 1993 г. победитель получал 2 млн долларов! Лишь потом эту сумму несколько раз то сокращали, то потом опять немного добавляли (об этом - ниже).
   Неоднозначно относились к этому Кубку и другие теннисисты. Иногда турнир игнорировали даже победители чемпионатов «Большого шлема»! Не приезжал на турнир с 1991 г. Джим Курье, который, например, в 1992-м выиграл Открытые чемпионаты Австралии и Франции, и одно только появление в Мюнхене сулило ему чек на 500 тыс.долларов (по 250 за каждый чемпионский титул в виде бонусов). Плюс выход на корт хотя бы в одном матче добавлял к этой сумме еще 100 тыс. Но Курье даже за эти деньги не приехал, сославшись на усталость, и его полмиллиона долларов пошли в «общий котел» — на добавку к призовым победителей.

На что рассчитывал организатор?
    Отличительной чертой мюнхенского турнира сам Аксель Майер-Вельден называл нетрадиционную попытку преподать спорт и околоспортивные развлечения как единое целое. Так, например, на церемонии открытия первого турнира «в живую» пели Пласидо Доминго и норвежская группа «А-НА», а телетрансляция впервые в мире осуществлялась более чем на сто стран мира. А в 1995-м в антракте вниманию зрителей был предложен даже концерт знаменитой рок-группы «Скорпион». Суть концепции Майер-Вельдена сводилась к тому, что наряду с первоклассным теннисом зрителю предоставляется возможность развлечься (хорошо поесть, послушать музыку) и после этого со свежей головой вернуться на свое место на трибуне. Появление индустрии развлечений вокруг теннисного корта иногда, впрочем, не радует самих теннисистов. Во время того же «Кубка Большого шлема’95» Борис Беккер был возмущен тем, что уже после второго сета очень напряженного поединка с американцем Тоддом Мартином «некоторые зрители встали и пошли есть». Можно было понять недовольство Беккера, избалованного вниманием аудитории, когда зрители предпочитали шницели и пиво его игре.
    «Большинству собравшихся здесь я бы рекомендовал поехать во Франкфурт (там проходил в те годы Итоговый чемпионат мира АТР – прим.) и посмотреть, как может проходить нормальный турнир в зале», — ядовито заметил тогда суперчемпион. Однако год спустя события приняли совсем иной оборот. Борис Беккер, поселившись в Мюнхене и расставшись со своим очередным менеджером, вдруг нашел себе такового в лице... Майер-Вельдена! И в том же 1996 г. не только принял участие, но и выиграл наконец и сам «Кубок Большого шлема»!

Ещё раз о призовом фонде
   Что касается призового фонда, сам Майер-Вельден при всем желании не мог вспомнить, как появилась эта сумма в 6 млн. «Мы с таким же успехом могли назначить 4 или 8», — говорил он. Однако, по его признанию, он взялся за организацию «Кубка Большого шлема» исключительно из экономических соображений. Единственными вопросами, которые он поставил перед собой, были: есть ли еще место на теннисном рынке для такого турнира и каковы должны быть его стартовые условия. Застигнутый врасплох потоком критики, обрушившейся на инициаторов Кубка, Майер-Вельден не потерял присутствия духа. По его собственному выражению, первоначальное удивление прошло, когда он понял, что за резким неприятием турнира, вошедшего в календарь ITF, стоят конкретные политические интересы других теннисных союзов. Более того: критика подстегнула самолюбие Акселя Майер-Вельдена, человека, который ни разу до этого не устраивал ничего подобного и которому вообще была чужда теннисная сцена. Профессионал в сфере музыки и развлечений, он хотел лишь показать, что если есть деньги, то и такому «дилетанту» как он, по силам организация грандиозного события с претензиями на высокое качество как в спортивном, так и в экономическом отношении. Главным движущим мотивом для него было стремление провести турнир успешнее, чем проводятся или проводились ранее.
   
  • grslamcup_1
  • grslamcup_2
  • grslamcup_3
  • grslamcup_4
  • grslamcup_5
  • grslamcup_6
  • grslamcup_8
  • grslamcup_9
  • grslamcup_10
  • grslamcup_11
  • grslamcup_12
  • grslamcup_13
  • grslamcup_14
  • grslamcup_15
  • grslamcup_16
grslamcup_vkl_1
А как же рейтинг?
    Между тем для критики все еще оставался еще один пункт, а именно — отсутствие рейтинговых очков. Но и на этот упрек у Акселя Майер-Вельдена был готов ответ. «Для зрителей, — говорил он, — очки не играют никакой роли». По его словам, система их начисления в АТР была слишком сложна; ни один человек не понимает, каким образом, проиграв в первом круге, можно тем не менее подняться на несколько мест наверх в мировом рейтинге. Да еще какие-то бонусные очки за победы над разными соперниками… Единственное, что хотят видеть люди, говорил он, это лучших игроков мира и классный теннис в их исполнении. «Название соревнований говорит само за себя, это как Кубок Дэвиса! – утверждал Аксель. – А суть же нашего турнира остается прежней: принять участие в нем могут только 16 лучших игроков по результатам четырех турниров «Большого шлема». И это самая высокая квалификация из всех возможных!».
    АТР Tour наотрез отказалась присуждать участникам рейтинговые очки. Как и учитывать победы в этом турнире в качестве официальных титулов теннисистов в их карьере. И только по завершении «Кубка БШ-1999» ATP решила дать этому событию ретроспективное признание, добавив его победителей в список официальных титулов игроков. 9 декабря 1999 г. было объявлено о компромиссном решении между ITF и ATP, которое как бы объединило Кубок БШ с чемпионатом мира ATP Tour, переименовав последний в АTP Tour Finals. Фактически же это были «похороны» турнира...
Но в чем же была новизна?
    По сути, лишь в одном: "Кубка Большого шлема" не стало. Что же касается АTP Tour Finals, то, в отличие от предыдущих лет, победители ТБШ сезона, не попавшие по рейтингу в состав его участников, получили возможность расчитывать на Wild Card. Это положение действует и сегодня.
   На каких же условиях? Игрок, занявший восьмое место в рейтинге, квалифицируется на АTP Tour Finals только в том случае, если все чемпионы "Большого шлема" этого сезона в одиночном разряде входят в восьмерку лучших. Если же нет, то вступает в силу следующее условие: чемпион ТБШ должен быть в Тор-20, и тогда он заменяет на Итоговом игрока, занявшего 8-е место в рейтинге.
   Именно такая ситуация возникла в 2004 г., когда первой жертвой новых правил стал Андре Агасси. На Итоговом чемпионате ему пришлось уступить место Гастону Гаудио, который в том году сенсационно выиграл "Ролан Гаррос", а в Чемпионской гонке оказался 10-м.
   Справедливости ради, вряд ли от этого выиграли организаторы или зрители, поскольку аргентинец, попав на быстрый хард в одну группу с Федерером, Хьюиттом и Мойя, прогнозируемо проиграл все три своих групповых матча, не взяв ни сета. Но правила есть правила...
Что же было интересного за 10 лет Кубка БШ?
   Почти каждый турнир имел свою изюминку. Первый (1990 г.) - участием целого ряда совсем юных теннисистов, представителей нового поколения АТР Tour. Так, победителем турнира стал 19-летний Пит Сампрас, который в 1/8 ф. победил 20-летнего Андрея Черкасова, в ¼ ф. своего ровесника хорвата Горана Иванишевича (это был, пожалуй, самый яркий матч турнира: 7-6(2), 6-7(5), 8-6), а в полуфинале 18-летнего Майкла Чанга. Но в финале против Брэда Гилберта, который старше его на 10 лет, проблем не имел, легко победив в трех сетах подряд.
   В 1991 г. самыми запоминающимися стали полуфиналы. В первом из них 22-летний американец Дэвид Уитон в трех тай-брейках подряд вырвал победу у чемпиона Уимблдона немца Михаэля Штиха, который сам всегда славился успешной игрой в 13 гейме. А во втором Майкл Чанг победил Ивана Лендла, отыгравшись, как и два года назад на «Ролан Гаррос», с 0-2 по сетам. Но в финале на быстром ковре двухметровый Уитон не оставил невысокому Чангу особых шансов (7-5, 6-2, 6-4).
   Следующие два турнира были самыми интересными в недолгой истории Grand Slam Cup. И одним из главных героев в них стал Михаэль Щтих. В 1992 г., не будучи сеянным, но воодушевляемый горячей поддержкой немецких зрителей, он в упорнейшей борьбе проходит одного грозного соперника за другим: Стефан Эдберг 7-6(4), 6-7(4), 8-6, Рихард Крайчек 7-6(4), 7-5, в полуфинале Пит Сампрас 7-6(3), 7-6(5), 3-6, 7-6(2). И лишь в финале смог позволить себе немного расслабиться, легко обыграв Майкла Чанга 6-2. 6-3, 6-2, который, в свою очередь, тоже провел блистательный 5-сетовый полуфинал - против Иванишевича.
   Но в 1993 г. всех превзошел чех Пётр Корда. Он тоже не был в посеве, и уже в 1/4 ф. ему пришлось несладко против чемпиона "Ролан Гаррос" Серхио Бругера (4-6, 6-0, 6-4). Но на финальной стадии он просто творил чудеса. За 4 часа был повержен в полуфинале Пит Сампрас: 3-6, 7-6(3), 3-6, 7-6(10), 13-11! Казалось, после такого марафона сил на финал не должно было остаться. Но и его соперник, все тот же Михаэль Штих, дорогу в финал пробил себе в марафоне, отыгравшись у Эдберга с 0-2 по сетам! Финал стал подлинным украшением турнира. В 4-м сете инициативой овладел было Штих, но Корда совершил еще один подвиг, взяв-таки Кубок после второго подряд триллера: 2-6, 6-4, 7-6(5), 2-6, 11-9!
   В 1994 г. самыми примечательными были два матча Сампраса. В полуфинале он в пятом сете вырвал победу со счетом 10-8 у Иванишевича, но в финале его самого обыграл в состязании тай-брейков мощный швед Магнус Ларссон (7-6(6), 4-6, 7-6(5), 6-4).
    В 1995 г. Кубок, наконец, достался Горану Иванишевичу. Причем, именно в тот момент, когда Горана никак не мог поймать свою игру, он даже сомневался, стоит ли ему ехать в Мюнхен. Но приехал – и победил! Возможно, его вдохновил открывшийся путь в финал после того, как в ¼ ф. перед самым матчем с ним снялся Сампрас. И Горан свой шанс не упустил.
   В 1996-м Иванишевич еще раз вышел в финал, но бал в тот год правил Борис Беккер, никому из соперников не оставлявший шансов: он не проиграл в 4-х матчах ни одного сета, в том числе и в финале. Возможно, Иванишевич подошел к решающему матчу не в лучших кондициях, поскольку накануне провел тяжелый полуфинал против Кафельникова: 6-7(6), 2-6, 6-3, 6-2, 6-4.
   Турнир 1997 г. запомнился красивым полуфиналом Патрика Рафтера против Корды (7-5, 2-6, 6-7(4), 7-6(4), 9-7). На финал против Сампраса у австралийца сил уже не осталось: Пит выиграл в трех сетах подряд. Кстати, это был год, когда размер призового чемпионского чека после нескольких падений и взлетов вновь вернулся к $2 млн. В 1993-м, например, он составлял $1,625 млн, а в 1996 г. - $1,875 млн. Но, правда, при этом до $1 млн. подняли бонус для победителя – в случае, если он еще был и чемпионом хотя бы одного ТБШ того сезона.
    (Read more...)